Сенсационная находка сделана в Денисовой пещере

Благодаря раскопкам ученых Института археологии и этнографии СО Ран выявлен новый тип людей, обитавших на современной территории Алтайского края 30-40 тысяч лет назад. Сенсационная находка сделана в Денисовой пещере, где ученые ведут работы более 20 лет. -В прошлом году здесь была обнаружена косточка первобытного человека, которая лежала вместе с каменными орудиями времен раннего палеолита, - рассказывает руководитель раскопок, заместитель директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Михаил Шуньков. -Эти слои датируются возрастом от 30 до 40 тысяч лет назад. Ученые определили, что найденный фрагмент - это фаланга пальца ребенка, девочки возрастом пяти-семи лет. Затем образец был передан для исследования в Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка а Лейпциге. Анализ ДНК, извлеченной из алтайской косточки, показал, что существуют большие различия в генетическом коде - до 50 процентов (!) - по сравнению как с кодом современного человека (кроманьонца), так и неандертальца. Если ученые не ошиблись, то историю человеческого рода придется переписывать. Ведь до сих пор считалось, что в тот период в Евразии обитали лишь два вида - неандерталец и кроманьонец. В ходе исследований ученые пришли к выводу, что алтайский гоминид мог контактировать как с неандертальцами, останки которых найдены в 100 километрах от Денисовой пещеры, так и с homo sapiens, обитавших на Алтае более 40 тысяч лет назад. - Полученные данные - пусть и не окончательные - указывают на то, что был и третий вид, назовем его условно "алтайский человек", и он не являлся предковой формой для двух других, - поясняет Михаил Шуньков. Наталья Решетникова "Российская газета"

                                 О пещере

Когда-то давным давно, миллионы лет назад воды мирового океана занимали почти всю поверхность земли. Омывая скальные породы своим подводным течением, они образовывали пещеры. Проходили тысячелетия, водная стихия отступала, давая место участкам суши. Эти пещеры в последствии становились пристанищем для наших предков.

Есть такие пещеры на территории нашего района, самая известная из них Денисова, или как ее ласково называют Дениска, занесенная ЮНЕСКО в список археологических памятников мирового значения. Пещера находится на границе Солонешенского района с Республикой Алтай.

Свое название пещера получила в конце 18 века, когда на долгие годы стала прибежищем старообрядческого отшельника Дионисия, ревнителя ветхозаветной веры. Для староверов близлежащих деревень он был духовным пастырем и кержаки постоянно наведывались к нему в пещерную келью за благословением и за советом. Алтайцы именуют пещеру Аю-Таш (Медвежий камень) и в своих старинных преданиях хранят память о том, что в этой тьме обитал могущественный Черный Шаман, способный превращаться в огромного медведя. Этот мифический злодей властвовал над всеми алтайскими кочевьями, принуждая их обитателей платить ему огромную дань. В случае неповиновения он своей колдовской силой собирал над пещерой грозовые тучи, лепил из них огромный валун и скатывал его с вершины горы на юрты и пастбища ослушников, и там, где пролегал путь этого камня, шли постоянные грозовые ливни, уничтожая посевы и пастбища.

Доведенные до отчаяния алтайские роды обратились к самому верховному божестве Ульгеню покровителю древнего Алтая. Ульгень вызвал на бой Кама-шамана, и, победив, лишил его бессмертную душу возможности переселения в человеческое тело, навечно оставив в лохматой туше медведя-шатуна. Шаманский же дождевой камень был надежно спрятан в самых дальних галереях пещеры. Ныне вот по этой самой причине жители близлежащего алтайского села Черный Ануй иногда обвиняют археологов, многие годы «Что-то роющих в пещере» в порче погоды. Ведь для этого, по их мнению, достаточно отколоть кусочек от шаманского камня крохотный кусочек – длительный ливень гарантирован в течении как минимум двух дней…

Сведения о Денисовой пещере встречаются уже в изданиях 19 века. Так, миссионер В.И. Вербицкий сообщает: «…мы посетили пещеру при р. Ануй, вниз от стана в 6 верстах. Вход в пещеру вверху полукруглый, пространный, так, что на коне верхом в нее въехать. Конец пещеры разделяется на два углубления, в одном из которых идет узкое отверстие вверх. Ни костей и ничего замечательного в пещере не обретено».

Первое упоминание о пещере принадлежит Н.К. Рериху, который посетил ее в 1926 г. во время путешествия на Алтай. Как археологический памятник она была открыта в 1977 г. Н.Д. Оводовым.

С 1982 г. в пещере ведутся стационарные комплексные исследования сотрудниками Института археологии и этнографии СОРАН.

К 1990 г. здесь вырос большой, археологический городок, который стал, пожалуй, первым центром научного туризма, на Алтае.

Экскурсии для зарубежных гостей и специалистов, международные симпозиумы археологов здесь - обычное явление.

Денисова пещера и ее окрестности являются уникальными на территории Северной и Центральной Азии. Здесь представлены все археологические эпохи: неолит, палеолит, бронзовый и железный век, скифская эпоха и тюркская группа, из которой впоследствии вышли алтайцы. Огромный научный интерес представляют находки археологических объектов поздней бронзы – раннего железа из голоценовых отложений. В центральном зале этого, созданного природой удобного жилища, тонкие последовательные слои осадков составляют толщу мощностью 6,5 метра. В ней содержится информация о развитии природных условий и человеческого общества как минимум за последние 300 тыс. лет.

Культурные слои пещеры содержат разнообразные каменные и костяные орудия, украшения из кости и зубов животных, остатки керамической посуды, предметы вооружения из бронзы и железа, а также многочисленные кости ископаемых животных, остатки древних растений и другие естественнонаучные объекты. Эти материалы позволяют проследить основные закономерности развития первобытной культуры, судить о природном окружении, хозяйстве и условиях жизни древнего Алтая.

Раскопки в Денисовой пещере имеют большое научное значение. Впервые здесь установлена строгая хронологическая последовательность развития и смены древних культур от эпохи раннего неолита до этнографической современности.

Денисова пещера является также интересным природным комплексом. Живописные ландшафты, необычные природные объекты делают эти места привлекательными для туристов. Горный воздух, обилие разнотравья, чистейшая вода способствуют быстрому восстановлению сил и приводят в гармонию с собой и миром.

Археологи с большим уважением относятся к этой пещере. Есть у них три заповеди, которые каждый свято соблюдает, работая в ней: нельзя шалить, выпивать и ругаться, так как считается, что в боковых галереях, за завалами есть пустоты и там живет дух Белой дамы. Легенда о Белой даме возникла во время Гражданской войны. Когда колчаковские отряды отступали к Монголии по дороге Бийск – Черный Ануй, в составе гражданской колонны шла семья генерала. Но в с. Топольном заболел один из членов семьи, и решено было там остаться. Обоз пошел дальше, а Ксения, дочь генерала, ее отец, брат и жених сняли дом в Топольном. Там проживал атаман Жихарев, главарь банды, со своими братьями и отцом. Все у них было, вплоть до пианино, вот только сам атаман был не женат, ведь жена должна была быть из благородных. Он предложил Ксении помочь отвезти ее брата в черный Ануй (там были миссионеры) и спасти ее семью, а она за это должна была стать его женой, но Ксения не согласилась. Любовница Жихарева не хотела потерять влияние на атамана и помогла бежать семье Ксении, обещав разбудить атамана через два часа, чтобы ее не заподозрили в измене. Начавшаяся пурга помешала Ксении доехать до Черного Ануя. В районе впадения Шинка в Ануй Жихарев нагнал Ксению и убил всю ее семью, а девушку бросил в Денисову пещеру, в одну из галерей, сами же преследователи устроили гулянку в центральном зале, назначив на следующий день свадьбу. Но утром охранник оказался мертвым, а девушка пропала, причем она выбралась из веревок, не развязав их. Через некоторое время, когда банда Жихарева укрылась от красноармейцев в ущелье, красным помогла очень странная женщина в белом рубище, с распущенными светлыми волосами; она шла босиком по снегу и не проваливалась. Незнакомка показала на карте горную тропу, о которой знали лишь охотники, в этот раз из боя спасся только атаман Жихарев. А весной нашли его тело в Денисовой пещере – оно лежало там с зимы. Лицо мертвеца было искажено страхом: похоже, перед смертью он увидел что-то ужасное. С тех пор существует предание, что в пещере поселился дух Белой дамы. Он очень не любит мужчин, от которых пахнет алкоголем и табаком и которые нецензурно ругаются.

Интересный факт – в культурных слоях эпохи среднего палеолита обнаружено большое количество костей пещерной гиены, хищника, неспособного к длительному преследованию жертвы. Устойчивая популяция гиен могла существовать только при условии стабильно высокой численности популяций копытных, в которых есть молодняк, ослабленные или больные животные.

Возникает вопрос – как делили одно убежище человек и гиена? Известно, что гиена нуждается в защищенном убежище для потомства весной и ранним летом. Человек же использовал пещеру, прежде всего, осенью и зимой в качестве надежного укрытия от холода, а с наступлением тепла, очевидно, уходил на временные открытые стоянки на речных террасах с хорошим обзором обширной охотничьей территории. Кроме того, в пользу сезонного выселения человека из пещеры могло быть увеличение за зиму количества накожных паразитов. Да и температура в пещерной полости летом гораздо ниже, чем снаружи. В результате таких оправданных сезонных перемещений человек и гиена использовали одну и ту же пещеру, но в разное время года.

По мнению ученых в пещере есть еще не обследованные пустоты, в которых возможно сохранились останки древних пещерных людей – трагладитов.

Каскад водопадов на реке Шинок
Денисова пещера
Экскурсиооные программы
Маралы-наша гордость
Русская горница
Hosted by uCoz